Мы продолжаем публикацию материалов краеведа Александра Литвиновича.  Сегодня знакомим вас со статьёй "Битва при Масельской". 

Материал подготовлен специально для сайта Медвежьегорского районного музея.

Битва при Масельской
(The Battle of Maselskaya)


Во время пребывания Северно Русского Транспортного Корпуса Армии США (North Russian Transportation Corps) на Мурманской железной дороге были случаи, когда военнослужащие этого подразделения принимали непосредственное участие в боях против красных. Крупнейшее сражение, в котором приняли участие американцы весной 1919 года понеся потери это бой у 15 го разъезда, последнего укреплённого пункта перед станцией Масельская. 1 мая 1919 г. в помощь союзным войскам, наступавшим с севера на станцию Масельская, был создан отряд из тридцати пяти американских добровольцев, который возглавил командир Транспортного корпуса, майор Эдвард Эллиот Макморлан д (Major Edward Elliot Mac Morland).


Фото 1.

Командир Транспортного корпуса, майор Макморланд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо его в состав отряда вошли капитан (позже майор) Филлипс (C.W.  Phillips — Фото 2), капитан Томас Фергюсон (Thomas Ferguson), 1-й лейтенант Роджерс (M.B. Rodgers — Фото 3) из разведотдела и командир пулеметного взвода, 1-й лейтенант Фрэнк Гарретт (Frank B. Garrett — Фото 4).

 

  Фото 2. Майор Филлипс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 3. Лейтенант Роджерс.

 

 

 

 

 

 

 

Фото 4. Американские офицеры. Лейтенант Гарретт в центре группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерно в 3:30 пополудни поступил приказ к выступлению на юг. Около двух часов ночи передовой славо-британский отряд (Фото 5) союзников был встречен шквалом огня красных, занявших оборону на оборудованных позициях у 15-го разъезда. Союзники отступили, чтобы разработать план атаки.

Рано утром было решено послать небольшой отряд в обход разъезда с фланга, чтобы взорвать мост, расположенный ниже, отрезав таким образом путь отступления бронепоезду красных.

 

 

Фото 5. Славо-Британцы на Мурманской железной дороге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эту задачу вызвались выполнить американцы. Через леса и болота на выполнение боевого задания отправились: майор Макморланд, в сопровождении канадского майора Питера Андерсона (Major Peter Anderson); капитаны Филлипс и Фергюсон; 1-е лейтенанты Фрэнк Б. Гарретт и М.Б.Роджерс; сержант 1-го класса Джек Роджерс (Sergt. 1st Class Jack Rogers); сержанты Делл Дрейк (Dell Drake), Джеймс (R.S. James), Паттерсон (F.H. Patterson), Эл. Адамс (Al. Adams) и Рапп (Rapp); капралы Кэннон (E.O. Cannon) и Минард (F.E. Minard), а также 18 рядовых (в первоисточнике они перечислены поимённо — А.Л.), в том числе «Эля серб» (“Elya the Serb” — Фото 6).

 

  

Фото 6. Эля и его мул
(Сорока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отряд шёл по лесу, часто преодолевая вброд преграды с ледяной водой глубиной по пояс. Примерно в час пополудни 2 мая американцы вышли на небольшой лесистый холм примерно в полумиле ниже 15-го разъезда (Фото 7), чем привлекли на себя огонь противника из пулемета, установленного рядом с мостом, который они намеревались уничтожить.

 

 Фото 7. 15-й разъезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вскоре красные начали вывод с разъезда двух товарных поездов. Американцы, засевшие на холме, поливали отступающие составы пулемётным огнём. В начале боя, когда мимо проходил бронепоезд красных, обстреливая холм (Фото 8) из пулемётов, лейтенанта Гарретта сразила пуля снайпера, находившегося примерно в ста ярдах от него. Тогда же был убит и сержант Фредерик Паттерсон. Американцы подвергались пулемётному обстрелу как с левого фланга (со стороны моста, который намеревались взорвать — А.Л.), так и с правого, со стороны 15-го разъезда, а прямо перед ними расположились красные снайперы.

Тем временем крупные силы красных ушли в лес и, обойдя высоту с фланга, оказались в тылу американского отряда, который продолжал бой, используя поваленные деревья и всё что только возможно в качестве защиты. Рядовому Паркеру (Pvt. Wm. D. Parker) было поручено нейтрализовать снайпера, причинившего столько вреда, и вскоре ему это удалось.

 

 

Фото 8. «Американский холм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на численное превосходство противника, американцам удалось вырваться из окружения, оставив в лесу три десятка убитых врагов. Среди убитых был красный командир, названный в первоисточнике «Bolshivik Major». Когда вышедшие из окружения американцы собрались вместе, оказалось, что отсутствует майор Макморланд и двое бойцов. После тщетных поисков было высказано опасение, что они попали в плен. Но пропавшие, отрезанные от основных сил отряда при отступлении, после некоторых скитаний по лесами и болотам самостоятельно вернулись в лагерь союзников на 15-ом разъезде, занятом к тому времени англичанами. Ранним утром 3 мая наступление на расстоянии около шести миль в направлении Масельской продолжилось. В 8:30 утра началась стрельба, которая продолжалась до часа пополудни. Во время этого боя американцы поддерживали англичан (в первоисточнике «English 65» — вероятно, номер войсковой части — А.Л.), которые выдвигались вперёд на железнодорожной дрезине и сыграли большую роль в успехе дня. Несколько американцев было в составе пулеметного расчёта под командованием лейтенанта Роджерса.

 

 

 

Фото 9. Американская группа поддержки британского подразделения.

 

 

 

 

 

 

 

После захвата Масельской большинство американцев вернулось к своим рабочим поездам, которые теперь находились в тридцати милях севернее станции. Остановившись на 15-м разъезде американцы с помощью штыков и сломанной лопаты вырыли в мерзлой земле могилу для своих товарищей, павших в бою накануне. После похорон, в 9:30 вечера, армейским капелланом Джоном Э. Вильсоном была проведена заупокойная служба. Первый лейтенант Фрэнк Б. Гарретт и сержант Фредерик Паттерсон были первыми (и последними — А.Л.) военнослужащими Транспортного корпуса, павшими в результате боевых действий в 1919 году на Мурманском направлении.

 

Фото 10. Станция Масельская (общедоступное фото, источник — Интернет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 11. Вход союзных войск на станцию Масельская.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 12. Возвращение янки после боя за Масельскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 13. Могилы американцев на «Американском холме» у 15-го разъезда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Материал подготовил А. Литвинович.