История праздника

На рубеже 16-17 веков Россия переживала тяжелый период в своей истории, получивший потом название Смутное время - это период со дня смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый представитель из династии Романовых.

После смерти наследника Ивана Грозного и последнего представителя рода Рюриковичей, Дмитрия Ивановича, началась борьба за трон. В 1604 году в Россию вторглись польские войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, однако через год он был убит в ходе заговора. На царство был коронован князь Василий Шуйский. Но уже в 1610 году власть в Москве снова меняется и переходит к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским. Его целью было посадить на российский престол католического королевича Владислава. Москва оказалось оккупирована польскими захватчиками.

В 1611 году патриарх Гермоген попробовал создать первое ополчение и призвал русский народ встать на защиту православия, изгнать польских интервентов из Москвы. Это ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Однако по ложному обвинению Ляпунов был убит казаками, которые входили в ополчение. Между последними и дворянами начались распри, и ополчение распалось.

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Нижегородское земское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. После изгнания поляков из Москвы, в ноябре 1612 года, руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем молодого Михаила Романова - первого русского царя из династии Романовых.

Позже, по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, 4 ноября был провозглашен днем благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков в 1612 году. В церковный же календарь этот день вошел как День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Эта дата стала православно-государственным праздником Московской Руси и отмечалась вплоть до 1917 года. После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.

История утверждения праздника в современной России была довольно сложной. В обществе возникали горячие споры. Мнения о празднике расходились. Существовала точка зрения о том, что День народного единства не приживется в современном обществе. Но в 2004 году идея праздника обрела крепкую опору не только в Думе, но и в церкви, а также благодаря широкой поддержке общественности. И в конце 2004 года, в канун новогодних праздников, 27 декабря, в Думе был принят проект закона.

Различные мнения граждан России поначалу вызывали недопонимание праздника и зачастую связывали введение Дня единства желанием заменить (отменить) праздник 7 ноября. Но благодаря многочисленным обсуждениям День народного единства стал самостоятельным, а не «искусственным». Этот праздник свидетельствует о силе духа человеческого и говорит о том, что кем бы вы ни были, богатым или бедным, к какой бы вере не принадлежали, сплотившись, все народности мужественно и самоотверженно дадут отпор любой Смуте.

(По материалам из открытых источников)