Наступивший 2022 год – юбилейный для Медвежьегорского районного музея, который 7 апреля отметит своё 60-летие. В связи с этим событием мы открываем рубрику «Музей встречает юбилей», в которой будем знакомить вас с историей нашего музея; людьми, стоявшими у его истоков и работающими здесь в разные годы, с наиболее значимыми событиями и фондами музея.

Самая главная ценность всех времён – это, прежде всего, люди, поэтому открывает нашу юбилейную рубрику цикл публикаций о тех, кто стоял у основания Медвежьегорского районного музея. И в первую очередь мы расскажем вам о Викторе Петровиче Ершове, создавшем музей из рюкзака.

Итак...

Медвежьегорский музей был открыт 7 апреля 1962 года. Он был создан на базе школы-интерната №4 силами учащихся во главе с молодым учителем географии Виктором Петровичем Ершовым, ставшим его главным вдохновителем и первым директором.

Виктор Петрович родился 12 апреля 1937 года в городе Ардатове Мордовской АССР. Его мама Ершова (Догадкина) Евгения Михайловна – дочь крупного архангельского судовладельца Михаила Догадкина - закончила Ярославский пединститут и всю жизнь преподавала русский язык и литературу. Вышла замуж за мордовского парня Ершова Петра Фёдоровича, который учился в Тимирязевской академии. Непролетарское происхождение заставило родителей Виктора Петровича спасаться от репрессий на Севере: на Таймыре и Сахалине. Перед войной семья жила в Архангельске, а в 1941 году Ершовы переехали в Мордовию, в Ардатов. Здесь Виктор Петрович окончил семилетнюю школу и поступил в педагогическое училище, а после его окончания - на естественно-географический факультет Казанского педагогического института.

Позднее он вспоминал, что во время учебы в институте ему в руки попало вышедшее в знаменитом издательстве А.Ф. Девриена роскошно оформленное и богато иллюстрированное первое издание книги М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц (очерки Выговского края)». Знакомство с этой книгой потрясло молодого студента, пробудило в нем огромный интерес к Карелии и во многом определило дальнейшую жизнь. После окончания в 1960 году института он решил уехать на работу в наш северный край.

Медвежьегорская школа-интернат №4, где в 1960 году Виктор Петрович начал свою трудовую деятельность, располагалась в бывшей гостинице Беломорско-Балтийского канала. Это была школа высшего типа, открытая по инициативе нового вождя Н.С. Хрущёва. В неё отбирались лучшие из лучших ученики и педагоги. Молодому географу выделили двухкомнатную квартиру в здании интерната, которое было построено в 1935 году. Согласно преданию, квартира Виктора Петровича располагалась в бывшем гостиничном номере, предназначенном для И.В. Сталина. По крайней мере, оттуда был тайный ход (к тому времени уже заложенный) в актовый зал гостиницы.

Шестидесятые годы XX века – это знаковое десятилетие. Туристические походы и расцвет краеведения - одна из примет тех лет. Разумеется, новый преподаватель географии, молодой и полный энергии человек, с самых первых дней работы в школе-интернате увлек своих воспитанников романтикой походов по родному краю. Но не только природа, свежий воздух и простор манили его в путь. Богатейшая история края - старообрядческий Выг, былинное Заонежье, Паданская Карелия - приглашала познакомиться, прикоснуться к старине… Виктор Петрович со школьниками пешком обошли весь район. Многие деревни тогда уже приходили в упадок. Заброшенные дома и часовни ветшали, необходимо было зарисовать их или сфотографировать.

Виктор Петрович учил детей краеведению не по книгам, а живо и наглядно, на ощупь. Из каждого похода исследователи возвращались с подаренными или найденными в тех самых полуразрушенных домах предметами домашней утвари из дерева, бересты и меди; иконами и прялками, вышивкой и старопечатными книгами… Походы Виктора Петровича со школьниками и сбор ими различных предметов традиционной крестьянской культуры Русского Севера были ещё и формой спасения этих артефактов, поскольку с конца 1950-х годов в стране и в мире начался бум интереса к русским иконам. Отражением этого интереса стало появление книги В.А. Солоухина «Чёрные доски» (1969). На Север хлынули толпы желающих раздобыть в заброшенных деревнях иконы, складни, расписные прялки, сундуки и многие другие предметы крестьянского быта. Среди них были не только коллекционеры, но и люди, которые собирали эти артефакты для перепродажи иностранцам. Эти «любители старины» вскрывали пустующие дома, часовни и церкви и увозили всё, что можно было взять. Фактически Виктор Петрович и его школьники встали у них на пути.

Вскоре В.П. Ершов создал в школе-интернате клуб юных краеведов - КЮКР, позже получивший название «Восьмерик». В нём работали шесть секций: историческая, биологическая, литературная, туристская, фото и «Умелые руки». У клуба был свой гимн – песня «Глобус», своя эмблема: на зелёном фоне силуэт бревенчатого восьмерика с повалами (символ северной архитектуры и природы). Девизом клуба стал призыв М.В. Ломоносова к всечасному исследованию. Было у КЮКРа и знамя – бело-зелёное полотнище, пересечённое по диагонали следами босой ноги.
Ни одно воскресенье не обходилось здесь без похода. В один из осенних дней группа школьников шла просёлочной дорогой мимо Сандармоха. Вдруг самый маленький участник похода Гена Лазарев нагнулся и поднял глиняный черепок со странным рисунком. Это был осколок глиняного сосуда древнего человека, жившего здесь 5000 лет назад. Вслед за этой находкой последовали другие: каменный топор, скребки, наконечники стрел, керамика и т.д. Находки попадались на большой площади, это дало основание полагать, что в районе Сандармоха располагались несколько стоянок древнего человека. Об открытии известили петрозаводских археологов. Три года работала экспедиция в Сандармохе, и рядом с учёными – школьники-первооткрыватели. Так было положено начало археологической коллекции нашего музея.

Уже в 1961 году началась работа по созданию школьного музея, для которого было выделено помещение на первом этаже школы-интерната. Всю работу по организации экспозиций - подготовку экспонатов и сопроводительных надписей, оформление, монтаж - выполняли воспитанники школы под руководством Виктора Петровича.

Вскоре после открытия музея его посетителями стали не только жители Медвежьегорска и Карелии, но и туристы с теплоходов «Циолковский» и «Алтай», а также иностранные гости.
Школьный музей имел несколько отделов: археологии, геологии, природы, деревянной культовой и жилой архитектуры, «Быт и материальная культура», «Выгореция», «Галерея древнерусской живописи». К 1965 году музей насчитывал свыше четырёх тысяч экспонатов, что позволило создавать интересные и содержательные экспозиции.

В 1960-е годы в музее побывали карельский писатель Яакко Ругоев и автор бессмертного «Жди меня» Константин Симонов, участница похода Тойво Антикайнена Алиса Суси, А.И. Солженицын и многие другие известные и рядовые посетители. На базе музея в 1965 году проводился Всесоюзный семинар учителей-географов. О музее писали газеты «Комсомольская правда», «Известия», журналы «Юность», «Народное образование», «Преподавание истории в школе», «Наука и религия», «Художник», «Север» и другие.

В конце 1960 годов музей В.П. Ершова получил статус «Медвежьегорского Народного краеведческого музея», а в июле 1970 года стал филиалом музея-заповедника «Кижи» и обрёл известность не только в Карелии, но и далеко за её пределами.

В 1972 году Виктор Петрович защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, а в 1974 году переехал в Петрозаводск и стал преподавателем кафедры педагогики Петрозаводского государственного университета и некоторое время был заведующим этой кафедрой. В это время выходят книги, в которых он обобщил свой педагогический и музейный опыт «По тропам родного края» и «Родники познания».

В 1981 году Виктор Петрович переходит в Карельский государственный педагогический институт на кафедру философии. В 1980-е годы он начинает работу по созданию в педагогическом институте Музея истории религии и атеизма Карелии, который был открыт в 1991 году. В эти годы продолжают выходить новые монографии Виктора Петровича «Зримое слово», «Сказка ложь, да в ней намёк…».

Без Виктора Петровича невозможно представить общественную и научную жизнь Петрозаводска 1970-2010-х годов. Он автор множества статей и тезисов, участник конференций, выставок и презентаций. Только в последние годы он издал несколько книг о своей жизни и своих коллекциях: «Мои краснушки: крестьянские иконы XVI-XX вв.: каталог частной коллекции В.П. Ершова», «Как рождаются музеи: о времени, музее и о себе» и «Что у вас, ребята, в рюкзаках…».

После слияния Петрозаводского государственного университета и Карельского государственного педагогического университета Виктор Петрович передал все экспонаты своего Музея истории религии и атеизма Карелии в фонды Музея истории ПетрГУ. Университетский музей пополнился уникальными коллекциями бесценных предметов крестьянской культуры Русского Севера, с которыми сейчас могут работать студенты.

Виктор Петрович остаётся отцом-основателем Медвежьегорского районного музея и первым наставником для коллектива. По сей день он полон энергии для бесконечного научного поиска, готов к сотрудничеству и всегда в курсе событий современной жизни своего детища, 60 лет назад родившегося из походного рюкзака.

(Подготовлено по материалам из фондов музея и книги В.П. Ершова «Что у вас, ребята, в рюкзаках…»).