Медвежьегорский музей продолжает рубрику «Связь времён и поколений», в рамках которой мы знакомим вас с историей карельской семьи Артемьевых. Материалы для рубрики предоставлены нашим волонтёром, председателем общества карелов г. Медвежьегорска Зоей Степановной Пашковой (Артемьевой).
(Повествование ведётся от лица автора)

Экспонаты домашнего музея семьи Пашковых.

Сани.
Однажды я прочла меткое выражение: «Изучая дедов, узнавая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и зачем в нём живем».
Я создала свой небольшой домашний музей, сохранила часть ремесленных изделий, предметы быта, ткачества, вышивки, фотографии, аудиозаписи. Мне интересен опыт предков, хочу его передать подрастающему поколению.
В домашнем музее у меня есть сани (дровни), изготовленные руками отца. В одном из источников прочла, что слово «сани» является русским, позднее его заимствовали в свои языки другие народы, в первую очередь славянские. Слово образуется от термина «сань», обозначающего змея. Аналогия здесь со следом от полозьев, который напоминает очертаниями змею. Отец изготавливал большие сани для различных работ: для перевозки грузов, воды, сена, для подвозки дров от сарая до крыльца. А зимой, в ожидании снежных бурь или студеных морозов, на санках могли подвезти дрова впрок прямо в сени, и тогда можно было в непогоду не выходить за дровами на улицу. Маленькие сани («регют») по форме ничем не отличались от больших, только размерами, отец изготавливал их для забавы детей, чтобы кататься с горок или на озере по льду. Как гласит русская пословица: «готовь сани летом, а телегу зимой», так и мой отец старался заниматься заготовкой деталей для саней в летний период. Для этого необходимо было в солнечный день идти в лес, выбирать хорошую березу. Затем возле сарая он обтесывал дерево, а место будущего гнутия оборачивал в кору и помещал в тлеющий костёр на 2-3 часа. Затем для придания изогнутой формы полозьям ставил заготовки в специальную гнулку («пайним»), которая находилась в сарае, и в таком виде оставлял на сушку на три-пять дней. В полозьях он проделывал гнёзда для парных копыльев – это бруски для скрепления. На копыльях укреплялись два бруска – грядки. Головки полозьев скреплялись с передними концами брусков–грядок верёвкой или проволокой. Сверху на санки укладывались доски.
На сани иногда ставились корзины различных размеров. Например, корзина прямоугольной формы и больших размеров использовалась для перевозки маленьких детей до бани и обратно или для похода в гости, или в детский сад. Также такие или квадратной формы корзины использовали для перевозки выстиранного белья до проруби на озере для полоскания.
На сани ставили деревянные бочки с крышками или кадушки для подвоза воды от колодца или с озера до дома. Размещали две бочки небольших размеров или одну широкую побольше. Так как крышки в бочках были не совсем уж притёртыми к основанию, чтобы вода сильно не плескалась при перевозке, прямо поверх воды в бочку насыпался слой чистого снега, затем размещалась крышка.
После использования сани очищали от снега веником–«голяком» на улице и ставили в сени, прислонив к стенке стоя.
Продолжение следует...