Коллектив Медвежьегорского районного музея поздравляет работников и ветеранов железнодорожного транспорта с профессиональным праздником!
День железнодорожника, первый профессиональный праздник в России, стал отмечаться в 1896 году. Начало развитию железнодорожной сети России в середине XIX века положил Николай I, выпустив Указы о строительстве первых железных дорог России: Царскосельской, Петербурго-Московской и Петербурго-Варшавской. К 100-летию со дня рождения Николая I его правнук император Николай II подписал 25 июня 1896 года Указ об учреждении в России первого профессионального праздника - Дня железнодорожника. В тот день в Министерстве путей сообщения и на петербургских вокзалах состоялись богослужения. Вечером прошел торжественный обед на Павловском вокзале, после которого был дан концерт.
С начала XX века празднование проводилось уже на всех железных дорогах страны. Торжества проходили в депо и главных мастерских. Железнодорожные здания украшались флагами, коврами и зеленью. На праздник приглашались чины других ведомств.
После революции праздник был забыт надолго, эта традиция возобновилась только в 1936 году. Руководители партии и правительства СССР 30 июля 1935 года встретились в Кремле с большой группой передовиков-железнодорожников, здесь было высказано пожелание о восстановлении празднования Дня железнодорожника. Постановление «Об установлении ежегодного «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля» вышло 28 июля 1936 года.
Затем празднование Дня железнодорожника было перенесено на первое воскресенье августа постановлением Совнаркома СССР в 1940 году. Эта традиция продолжается и в настоящее время.
Своим рождением город Медвежьегорск обязан железной дороге, которая была построена во время I мировой войны. В 1916 году по проекту Р. М. Габе было построено деревянное здание вокзала станции Медвежья Гора, которое сохранилось до сих пор и является визитной карточкой города.
Станция Медвежья Гора – одна из самых крупных железнодорожных станций на Октябрьской железной дороге. Это обусловлено, прежде всего, очень удачным её местоположением. Царские инженеры-путейцы знали своё дело, ведь до начала строительства Мурманской железной дороги (или Великого Северного пути, как называли эту дорогу в предреволюционные времена) здесь практически ничего не было. Первый поезд прошёл через Медвежью Гору в Мурманск в ноябре 1916 года. Здесь было всего 300 жителей.
3 августа 2008 года, в День железнодорожника, был открыт производственный музей на станции Медвежья Гора. В комплекс музея входит паровоз серии Эр № 791-70, построенный в 1955 году на заводе имени И. Сталина города Познань в Польше, и сам вагон-музей, построенный в эти же годы, ретро-вагон 1898 года, гидравлическая колонка, семафор 1940-х годов, памятник погибшим учителям и ученикам.