Северные письма.

Об уникальной северной иконописи мы говорим в рамках акции «Ночь музее-2020» в рубрике «Символы Карелии».

В Карелии сохранились тысячи икон. Самые ценные – экземпляры XIV-XV веков, представляющие традиции древнего Новгорода и имеющие самобытные северные черты, за что искусствоведы называют наши иконы северными письмами.

 Термин «северные письма» появился в XIX веке. Так старообрядцы, которые собирали по северным землям иконы дониконовской эпохи (до второй половины XVII века), назвали группу икон, которые, как им казалось, не относится ни к одной большой школе. Считалось, что это работы народных мастеров, и чаще всего не очень качественные. Однако в XX веке понятие «северные письма» перестало быть уничижительным и стало использоваться по отношению ко всем иконам, созданным северными мастерами.

Чтобы понять особенности северной иконописи, нужно знать технологию создания иконы.

На Севере чаще всего выбирали сосну или липу: дерево должно быть мягкое, гладкое и пористое. На обратной стороне делали шпонки из твёрдого дерева, например, из дуба, чтобы предотвратить деформацию доски. На лицевой стороне содавали углубление – ковчег.

Далее на доску наклеивали ткань (паволоку) и наносили грунт (левкас – смесь клея и мела). Затем доску вышкуривали до гладкости. На залевкашенной доске делали рисунок (прорись). Золотили отдельные участки – нимбы и фон.

Писали икону темперными красками, созданными на основе натуральных пигментов и яичной эмульсии (желток с добавлением воды и уксуса или вина). Сначала наносили основные цвета, а потом моделировали формы и одежды. Делали контуры и высветляли необходимые участки. Затем прорисовывали лик, на клейкое вещество наносили сусальное золото, делали надписи.

Уже в конце покрывали икону лаком или олифой. Олифа пропитывала насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом, и служила защитным слоем.

 На Север долго не проникали новые художественные веяния, которые влияли на живопись в центральных регионах. Сохранению древних иконописных традиций на Севере способствовали и старообрядческие духовно-культурные центры, где сложилась школа тщательного профессионального письма.

На работу иконописцев несомненно влияли местные традиции народного творчества, воплощённые в резьбе по дереву, вышивке, пластике. Часто мастера на Севере использовали местные, а не привозные красочные пигменты. Так что на наших иконах можно увидеть: северные декоративные орнаменты, приглушённый колорит, более заметную контурную линию, лаконичные и геометричные формы, иногда упрощение содержания образа (нейтральный фон, меньше деталей).

Чтобы понять икону, нужно уметь считывать её символы, а также знать несколько основных принципов: икона изображает не человеческий, а божественный мир, это не портрет святого, а его лик – «видимый образ невидимого»; в иконе используется обратная перспектива (предметы изображены не с точки зрения смотрящего человека, а с точки зрения святого); в иконе по-другому представлено не только пространство, но и время (на одной иконе могут быть изображены несколько событий, которые происходили в разное время); важная информация для верующих передавалась через символы – цвета одежды и фона, изображённые предметы, позу святого.