Продолжая рубрику "Маленький город в большой войне", посвящённую 75-летию Великой Победы...

Стальной шлем образца 1940 года.

СШ-40 - средство индивидуальной защиты военнослужащих. Широко использовался в Красной Армии во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Носился с подшлемником. Просторечное название – каска.
Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой.
В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями за Сталинград только последним. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 метров. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с.
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 - три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.
В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера - 800 г.

На данном шлеме видны следы разрывов. Боец, который получил смертельное ранение, до последнего момента вёл боевые действия против финских захватчиков на территории станции Масельгская, Кировской (Октябрьской) железной дороги в 1941 году. Именно там был обнаружен этот предмет, в месте самых тяжелых боевых действий наших бойцов Красной Армии во время наступательной операции финской армии.