Продолжение публикаций краеведа Александра Литвиновича о событиях 1919 г.

В текущем 2024 году исполнится 105 лет с тех пор, как иностранные интервенты, представители Антанты или «союзники», как они сами себя называли, покинули Северную Россию. 21 мая 1919 г. передовые отряды интервентов захватили железнодорожную станцию Медвежья Гора и оказались на берегу Онежского озера. С мая по сентябрь в Медвежьей Горе перебывал целый «капиталистический интернационал»: англичане, американцы, канадцы, французы, итальянцы и сербы — это только те, кто входил в состав отдельных воинских подразделений. К ним можно добавить представителей некоторых британских доминионов: австралийцев, новозеландцев и южноафриканцев, служивших в составе Онежской озёрной флотилии сил «Сайрен» (Syren Lake Flotilla). Медвежья Гора, благодаря своему выгодному географическому местоположению, стала основной базой флотилии. Рядом, на берегу Большой губы Онежского озера также была построена база гидропланов Duck Flight. Одним из малоизвестных событий периода Гражданской войны и иностранной интервенции на территории современной Республики Карелия, о котором пойдёт речь, является гибель флагмана союзной озёрной флотилии.

Пожалуй, я не сильно ошибусь, если предположу, что у большинства наших современников словосочетание «Весёлый Роджер», вынесенное в заглавие, вызывает ассоциацию с пиратским флагом. Неизвестно, чем руководствовалось английское командование сил «Сайрен» в 1919 году, когда такое имя — Jolly Roger — присваивалось главному кораблю союзной озёрной флотилии, но назвали его именно так. 105 лет тому назад в акватории Онежского озера вблизи Медвежьей Горы «Весёлый Роджер» потерпел катастрофу и затонул. Это событие до сих пор будоражит умы многих любителей военно-морской истории как в нашей стране, так и за рубежом.
«Весёлый Роджер» был 72-футовым трёхвинтовым охотником за подводными лодками американской постройки, так называемым «истребителем» с деревянным корпусом. Он имел три бензиновых двигателя фирмы «Дюзенберг» (Duesenberg) мощностью 270 л.с. каждый и развивал номинальную скорость 28 узлов. Вооружение флагмана флотилии было представлено одним 3-х фунтовым орудием Гочкиса (3-pdr Hotchkiss gun) и пулеметами «Виккерс» (Vickers) Фото 1.

Фото 1. IWM Q 16773. Офицеры и команда «Весёлого Роджера», Медвежья Гора, 1919 г.

На фото сидят (слева направо): майор Мэзер (James Henry Mather), лейтенант Стенхаус (Joseph Russell Stenhouse), первый командующий союзной озёрной флотилии сил «Сайрен» и командир «Весёлого Роджера», капитан Литтлдейл (Captein Herbert Franscis Littledale).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервые информация о гибели «Весёлого Роджера» была опубликована в британской газете The Times через 20 лет после катастрофы. Но и сейчас, спустя 105 лет со дня гибели корабля, на многие вопросы нет ответа, несмотря на усилия многочисленных исследователей, пытающихся докопаться до истины.Даже фотография из фондов Имперских военных музеев, представленная выше, порождает множество вопросов: кем был бородатый мужчина явно не британской внешности и почему он оказался среди членов экипажа флагманского корабля? Каким ветром занесло на Онежское озеро полярников, участников антарктических экспедиций майора Мэзера и лейтенанта Стенхауса? Каким образом «сухопутный» капитан Литтлдейл, дезертировавший из Военно-морского флота в 1916 году, смог стать командиром флагмана союзной флотилии?

Но вернёмся к тому, что достоверно известно на сегодняшний день. «Весёлый Роджер», бывший катер № 295, был найден в Мурманске и отправлен по железной дороге на юг. 6 июня1 катер был благополучно спущен на воду Онежского озера в Медвежьей Горе. «Послужной список» флагмана союзной флотилии был краток. 11 июня «Весёлый Роджер» провел первое испытание на одном двигателе и обстрелял вражеские позиции у Федотовой и Диановой Горы, уничтожив рабочую группу на мосту. С самого начала корабль преследователи технические проблемы, поэтому только 3 июля он отправился в длительный разведпоход на юг, достигнув Мег острова. В иностранных источниках мной обнаружена такая запись: «4 июля два гидросамолёта вместе с «Весёлым Роджером» и другими судами флотилии атаковали позиции противника на побережье полуострова Шуньга». Впрочем, в «Истории озёрной флотилии сил “Сайрен”» (History of the Syren Lake Flotilla) подтверждения этой информации нет. Никаких иных «боевых достижений» отыскать не удалось.
8 июля, при следовании «Весёлого Роджера» из Медвежьей Горы в Шуньгу, на его борту произошёл взрыв. Начался сильный пожар, перекинувшийся на боекомплект. Капитан Литтлдейл приказал команде покинуть корабль, оставив его последним. Флагман флотилии затонул.
Взрыв и пожар были замечены с берега. С базы гидропланов поднялись самолёты Fairey III C, приводнившиеся рядом с тонущим кораблём. Экипаж «Весёлого Роджера» состоял не из профессиональных моряков, а из контрактников: артиллеристов королевской полевой артиллерии; младших офицеров; артиллеристов 420-ой батареи и одного капрала из роты связи королевских инженеров, поэтому многие не умели плавать. В результате катастрофы утонули пять человек. Их тела так и не были найдены. Четверо членов экипажа спаслось, держась за поплавки гидросамолётов. Это была первая в мире спасательная операция на воде с использованием авиации.
Онежское озеро таит множество тайн. 105 лет на его дне покоятся останки «Весёлого Роджера». Эти артефакты могли бы стать частью экспозиции любого музея. К большому сожалению о корабле с таким названием мало кто знает даже в Медвежьегорске, месте базирования союзной озёрной флотилии сил «Сайрен» в 1919 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 2. IWM Q 16772. 70-футовый вооружённый мотобот «Весёлый Роджер» на Онежском озере, Медвежья Гора, 1919 год.

Оригинальная подпись: A 70ft armed motor boat, 'Jolly Roger', on Lake Onega, Medvedje-Gora, 1919.

---------
Интервенты, англичане и американцы, оставили после себя богатое «фотонаследство», ставшее предметом моих исследований и иллюстративным материалом для публикаций в медвежьегорской газете «Диалог», привлёкших внимание заместителя председателя Карельского землячества в Москве Сергея Михайловича Потехина, директора частного музея фортификационных сооружений г. Медвежьегорска2 Андрея Белоуса и членов поискового отряда «Медвежка»3 Дениса Исаёнка и Александра Сергина, которые инициируют проведение работ по поиску затонувшего в 1919 году судна.
Желающие оказать содействие в этом поиске в той или иной форме имеют возможность присоединиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   А. Литвинович,
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Онежское озеро,
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   3 июля 2024 г.

_____________________________________

 

2 https://vk.com/club185019109
3 https://zamok-karhumyaki.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Даты и технические характеристики приведены в соответствии с History of the Syren Lake Flotilla. Part I.