Заонежская вышивка.

Вышивка была одним из самых любимых и распространённых видов женских ремёсел на Руси. Для неё не требовались сложные приспособления, а холст, нитки, иглы, пяла были в каждом крестьянском доме. Вышивали, как правило, льняными, а со второй половины XIX века бумажными нитками по белому льняному холсту или кумачу (красному ситцу).

Расцветка северной вышивки очень строгая: белым по красному, красным по белому или белым по белому. Белый (серый) цвет – цвет невинности и чистоты. Символически красный цвет обозначал небесный огонь и связывался с образом солнца. Но цветовая неброскость компенсировалась сюжетом.

Особенно большую роль играли вышитые изделия в свадебных обрядах. Здесь они являлись не только элементом декора церемонии бракосочетания, но и вещественными доказательствами умений, трудолюбия невесты. По традиции во время свадебного ритуала молодая одаривала всех присутствующих подарками, среди которых наиболее ценными считались вышитые изделия. Она должна была красочно оформить своими рукоделиями интерьер жениховой избы. Самое красивое полотенце с длинными, до двух метров, вышитыми концами – образник или  иконник – висело на иконе. Оно специально готовилось для свадьбы, хранилось в сундуке и использовалось также в родильной и похоронной обрядности. Оно передавалось из поколения в поколение как ценная именная вещь. Широко бытовали в Заонежье заветные полотенца, которые несли в церковь или привязывали на священные деревья в случае болезни. Изделия с вышивкой использовались в обрядах святочного цикла. Ряженые надевали рубахи, вывернутые наружу таким образом, чтобы край одной станушки выглядывал из-под другой. Вышивкой украшались края простыней – подзоры, служившие элементом убранства кровати в крестьянской горнице.

Вышивать девочки начинали с 8-10 лет. Неотъемлемой частью вышивальных принадлежностей были пяла, выточенные на токарном станке или вырезанные в виде простой деревянной рамы. Вышивали девицы часов по 10 в день. На вышивку полотенца затрачивалось от шести дней до нескольких месяцев.

Технические приёмы исполнения вышивки были весьма разнообразны. Одним из самых популярных видов шва в Заонежье был тамбурный шов.

Это более поздний шов, получивший широкое распространение со второй половины XIX столетия. Техника вышивки тамбуром представляет собой нечто среднее между шитьём и вязанием. Тамбурная игла протыкает холст снизу и протягивает на лицевую поверхность нитку в виде петли. Петли, соединяясь, образуют рельефную косичку, выполняющую роль графической линии в орнаментальном рисунке. Именно тамбурным швом чаще всего вышивали в Заонежье.

 В заонежской вышивке сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружавшую крестьянина действительность, особенно природу. Преобладающим видом орнамента был растительный (самостоятельный или комбинированный с изображениями птиц, животных, геометрическими элементами) и зооморфный рисунок. Одним из самых любимых мотивов заонежской вышивки являлось древо жизни, которое символизирует нескончаемое произрастание земных плодов. В разных вариантах древо встречается на полотенцах и подолах женских рубах, причудливо соединяясь с изображением женских фигур или стилизованных цветов.