28 февраля отмечается праздник народного карело-финского эпоса «Калевала».
Руны «Калевалы» (карел. и фин. Kalevala), собранные воедино и опубликованные в 1835 году финским литературным деятелем, ученым, поэтом и врачом Элиасом Леннротом (Elias Lönnrot, 1802-1884), уходят своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во 2-1 тысячелетиях до н.э. Для нас сегодня «Калевала» выглядит как цельное эпическое произведение, включающее 50 рун (22 795 стихов).

Главный герой «Калевалы» Вяйнямёйнен — сын богини Ильматар, вещий рунопевец, богатырь, сеятель и мудрец, родившийся сразу после сотворения мира и ставший первым человеком. Он уже не молод и очень архаичен, несет в себе черты шамана и часто прибегает к колдовству.

Второй герой «Калевалы» — Сеппо Ильмаринен, кузнец. Его образ опирается на финно-угорское божество ветра и воздуха. Вместе со своим братом Вяйнямёйненом он создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. Ильмаринен первым начал делать из железа сталь, он выковал мельницу Сампо — источник счастья и благополучия.

Лемминкяйнен — еще один герой «Калевалы», чародей и ловелас по прозвищу «беспечный». Он очень хитер, вырос в рыбацкой деревне, а ради дамы своего сердца совершил целый ряд подвигов-испытаний. Пренебрегая советами своей мудрой матери, он гибнет, но та находит его и оживляет.

Вокруг этой троицы и разворачиваются все события «Калевалы». И как, наверное, в любой народной сказке, герои совершают подвиги, но не всегда, мягко говоря, поступают «по-джентельменски».

Основная идея их эпических приключений — в противостоянии добра и зла, темных (страны мрака и холода) и светлых (страны солнца и радости) сил.
Есть здесь и главный отрицательный персонаж — Лоухи, колдунья, хозяйка темной страны Похьёлы, которая сначала предстает как умная и гостеприимная, но потом из-за желания владеть чудесной мельницей Сампо ее одолевают зависть и злость.

Единого сюжета у «Калевалы» нет. По сути это сборник отдельных рун — песен с особым четырехтактным размером стиха, который далее так и стали называть «калевальский размер». Предположительный возраст рун — 2500-3000 лет (не самой «Калевалы», а рун как художественной формы).

Не сразу, но с течением времени «Калевала» приобрела огромную популярность и повлияла не только на культуру карельского и финского народа. Эпос оказал влияние на всю мировую культуру.
«Калевала» популярна и любима во всем мире, она переведена более чем на 60 языков, есть издание и на собственно-карельском диалекте, то есть на родном языке рунопевцев.

На сегодняшний день в мировой науке окончательно утвердился взгляд на «Калевалу» как на прекрасную лироэпическую поэму, рожденную на письменном столе Лённрота как гениальное литературное произведение, уходящее корнями в народную поэзию.