История образования п. Пиндуши и Пиндушской судоверфи тесно связана с событиями, происходившими в СССР в 30-е годы. Весь Советский Союз был охвачен процессами раскулачивания, коллективизации и репрессий. Образовавшийся посёлок и стал местом обитания огромного числа раскулаченных и репрессированных людей.

С вводом в эксплуатацию Беломорско - Балтийского канала, соединившего два огромнейших бассейна Белого и Балтийского морей, большое значение приобрёл водный транспорт. Эти факторы, а также большие местные лесосырьевые ресурсы и предопределили создание в Карелии судостроительной верфи по производству деревянных судов.

Место было выбрано в губе Онежского озера недалеко от Медгоры, близ о. Заяц, где в то время работала небольшая шпалорезка, поставлявшая шпалы для Мурманской (ныне Октябрьской) железной дороги. Чрезвычайная острота потребности во флоте поставила вопрос пойти по пути одновременного строительства наиболее необходимых производственных помещений и жилищного фонда, а также выполнения производственных программ.

В составе верфи входили лесозавод, плаз, стапеля, и цехи: деревообделочный, столярный, конопатный, осмолочный, малярный, инструментальный, цинковальный, жестяницкий, электросварочный, трубопроводный и шлюпочная мастерская. При верфи было предположено выстроить ряд школ и клубов, организовать совхоз и специальный индустриальный посёлок.
Директором и главным конструктором был назначен Ястребов Модест Петрович 1901 г.р., инженер – майор, начальник лагеря. Член РКП(б) с октября 1919 г., который работал на судоверфи до 1940 г.
В начале 1933 г., ещё до создания проекта судоверфи, не дожидаясь строительства её, было решено приступить к строительству мелких деревянных судов озерного плавания: «Каюков», «Берлин». Ноябрь 1933 г. - очень ранняя зима. После обильных осадков начались сильные заморозки. Изыскательные работы по подбору промышленной площадки велись в невероятно трудных погодных условиях. Но уже в конце ноября, начале декабря было начато сооружение первых стапелей. А в марте 1934 года были заложены первые суда деревянной конструкции.

Из Постановления СНК КАССР от 6 октября 1933 года.
Утвердить план строительства ББК предприятий, лесопильной, лесобумажной и лесохимической промышленности и деревянного судостроения в составе объектов:
Постройка верфей. Пиндушская верфь для деревянного баржестроения. Эта верфь строится в Пиндушской губе Онежского озера, в 5 км. от Медгоры. Пропускная способность верфи - 5 судов. Оборудование верфи: 2 лесопильные рамы, деревообделочные и механические мастерские, кузница, вспомогательное оборудование и др. Начало строительства положено с 1.12.1933 г., окончание строительства - 1.08.1934 г. Судостроение в этой верфи начинается одновременно с постройкой верфи - с 1.01.1934 г., чтобы программа баржестроения на 1934 г. была выполнена.
Стоимость строительства верфи - 1,7 млн. рублей.
Потребности в рабочей силе - 400 человек ежедневно.
В ноябре и декабре ведутся подготовительные работы с затратой в среднем - 240 чел.

В Журнале "Карело-Мурманский край" №7 за 1934 год сообщалось, что Пиндушская судоверфь Беломорско - Балтийского комбината приступила к строительству серии морских лихтеров грузоподъёмностью 800-1000 тонн и что в ближайшее время она будет закладывать два морских самоходных лихтера грузоподъёмностью 800 тонн каждый.
В том же журнале №8 за 1934 год сообщалось: Пиндушская судоверфь выполнила план судостроения 1934 года и строит ряд судов общей грузоподъемностью 15000 тонн.

«На онежском озере за 5.5 месяцев возникла Пиндушская верфь деревянного судостроения. Здесь построены лесопильный завод, слесарно-механический цех, кузница, шлюпочная мастерская. Верфь строит лихтера, берлины, баржи, шлюпки и другие транспортные и рыбопромысловые суда».

В те времена по уровню производства и объёмам деревянного судостроения Пиндушская судоверфь была крупнейшей в Европе.

В 1939 г. судоверфь передана в ведение Наркомата речного флота как предприятие Беломорканала.
С образованием в 1940 г. Беломорско-Онежского пароходства верфь вошла в его систему. В годы Великой Отечественной войны предприятие сильно пострадало от действий противника, рабочие были эвакуированы на другие судостроительные предприятия страны, в том числе на Вычегодский судостроительный завод Коми АССР.

Эвакуация.
В октябре 1941 г. по телеграфному распоряжению Министерства речного флота Пиндушская судоверфь была эвакуирована в Коми АССР, в г. Сыктывкар. Мелкое оборудование эвакуировано на барже в Шалу Пудожского района. Сначала было вывезено оборудование, а затем началась эвакуация людей. Была уже поздняя осень, озеро замёрзло. Людям пришлось идти пешком до 17 разъезда. С большим трудом им удалось добраться до станции Сегежа, откуда они были отправлены в Коми АССР. На судоверфи делали суда для Военно-Морского флота и ремонтировали баржи. Работали по 10-12 часов в сутки, т.к. необходимо было срочно ремонтировать пароходы.

По словам К.Ф. Терещука, «после освобождения Медвежьегорского района от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление судоверфи. Часть оборудования было возвращено с Вычегодской верфи, а часть поставлена вновь. Вернулись и рабочие. Восстановили кузнечно-механический цех, построили электронную, лесопильный, столярный цеха, лесосушилку. В период восстановления верфи производилось строительство каюков, песочницы – 350 тонн, с 1952 года - морских лихтеров грузоподъемностью 1250 тонн для перевозки сухогрузов (песок, уголь...). С 1956 по 1958 гг. строились речные деревянные баржи грузоподъемностью 750 тонн для рек северо-западного бассейна. С 1958 по 1962 строились металлические баржи-площадки для перевозки леса. Грузоподъемность баржи – 300 тонн, длина - 42,5 м., ширина – 10 м., высота – 2 м. осадка с грузом 1,09 м.
Строительство речной баржи грузоподъемностью 750 тонн.
Одновременно с этим производится капитальный ремонт композийных лихтеров (замена деревянных днищ и обшивки бортов).
1963 г. - производится замена на лихтерах деревянного днища на металлический.
1959 г. - в затоне судоверфи был построен деревянный док для ремонта подводной части судов. Докование судов производилось до постройки слипа.
В 1959 г. началось строительство слипа для подъёма и ремонта подводной части судов. Сначала была построена наклонная часть слипа, а в 1961 г. построена горизонтальная часть слипа. Это дало возможность поднимать на зиму до 16 единиц самоходного и несамоходного флота. В 1964 г. началась реконструкция слипа для подъёма крупнотоннажных судов. Производится замена мягкого основания (песок, гравий) под рельсами на твёрдое щебёночное, поставлены дополнительно две лебёдки.
В результате реконструкции уже в 1965 г. на зиму было поднято 4 самоходных сухогрузных теплохода».

16 марта 1957 г. Пиндушская верфь была переименована в Пиндушский судоремонтно-судостроительный завод (Пиндушский ССРЗ) Беломорско-Онежского пароходства.
В 1958 г. во исполнение приказа Министерства речного флота РСФСР Пиндушская судостроительная верфь была объединена с Повенецкой ремонтно-эксплуатационной базой (созданной в 1939 г. как Повенецкий судоремонтный завод). Новое предприятие получило название Пиндушский внеразрядный судостроительно-судоремонтный завод Беломорско-Онежского пароходства .
Завод освоил металлическое судостроение, домостроение, строительство металлических барж грузоподъемностью 300 тонн.

С 30 июня 1962 г. Пиндушский судоремонтно-судостроительный завод реорганизован в Пиндушскую ремонтно-эксплуатационную базу флота. На основании приказа Министерства речного флота от 24 апреля 1973 г. Пиндушская ремонтно-эксплуатационная база флота реорганизована в Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод.
В эти годы предприятие занималось производством барж-площадок грузоподъемностью 600 тонн, осуществляло техническое и хозяйственное обслуживание судов типа «Волго-Балт», «Балтийский», буксиров типа «Шлюзовой», лихтеров финской постройки. В 1974 г. базой был модернизирован сухогруз «Сормовский-5» в автомобилевоз для перевозки автомобилей за рубеж.

Приказом министерства речного флота от 3 сентября 1981 г. Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод был переименован в Медвежьегорскую ремонтно-эксплуатационную базу флота (МРЭБ).

Начав со строительства деревянных несамоходных барж, Пиндушская судоверфь становится огромным судоремонтно-судостроительным заводом всесоюзного значения, а посёлок Пиндуши - посёлком водников.

Список руководителей предприятия со дня его основания:
1. Ястребов Модест Петрович - с 4.03.1934 г. по 30.05.1940 г.
2. Герасимов - с 01.06.1940 по 15.07.1941г.
3. Фролов Борис Григорьевич - с 18.07.1941 г. по 14.12.1944 г.
4. Мельник Владимир Дмитриевич - с 14.12.1944 г. по 27.04.1946 г.
5. Остропольцев Иван Константинович - с 27.04.1946 г. по 9.10.1950 г.
6. Корнилов Михаил Иванович - с 9.10.1950 г. по 25.08.1951 г.
7. Бычков Григорий Васильевич - с 25.08.1951 г. по 7.06.1954 г.
8. Трафимович Михаил Иванович - с 7.06.1954 г. по 28.02.1961 г.
9. Павленко Евгений Давыдович - с 28.02.1961 г. по 19.12.1986 г.
10. Ильичёв Юрий Иналович - с 19.12.1986 г. по 17.08.1987 г.
11. Янус Феликс Александрович - с 17.08.1987 г. по 28.09.1995 г.
12. Ковтун Николай Витальевич - с 28.09.1995 г. по 9.06.2006 г.
13. Даниленко Олег Валерьянович - с 10.06.2006 г.

(Подготовлено по материалам музея и открытых источников)